В современном мире, где технологии развиваются с невероятной скоростью, информационные технологии и робототехника становятся все более востребованными. Эти сферы предлагают широкие перспективы для молодых специалистов, способных создавать инновационные решения и разрабатывать передовые технологии.
Знания в области программирования позволяют создавать сложные алгоритмы управления робототехническими системами, а навыки работы с аппаратным обеспечением помогают лучше понимать ограничения и возможности программных решений. Так, инженерно-педагогический факультет (ИПФ) и факультет информационных технологий и робототехники (ФИТР) предоставляют возможность стать универсальными специалистами.
«Прикладное программирование» – одна из профилизаций специальности «инженерно-педагогическая деятельность» инженерно-педагогического факультета. Подробнее о ней и особенностях самой профилизации рассказал старший преподаватель кафедры «Технология и методика преподавания» Евгений Михасик.
– Специальность ориентирована на подготовку специалистов для работы в системах высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, а также на предприятиях различных отраслей экономики.
Евгений Михасик отметил, что уникальность данной деятельности связана с тем, что она подразумевает симбиоз инженерного и педагогического направлений. Специальность обеспечивает инженерную, психолого-педагогическую и производственную подготовку. Студенты кафедры изучают технологию программирования и методы алгоритмизации в таких языках, как Pascal, Delphi, Visual Basic, С++, С#, Java, Python.
– На занятиях студенты знакомятся с архитектурой и программным обеспечением компьютера, учатся самостоятельно разрабатывать свои первые приложения, использовать современные IT в образовании, работают в сети Интернет и изучают топологию сетей, осваивают компьютерную графику в рамках графических пакетов PhotoShop и CorelDraw, разрабатывая сайты с использованием таких языков, как php, html, javascript, получают навыки работы в системах автоматизированного проектирования AutoCAD и «КОМПАС».
В то же время студенты осваивают дисциплины, связанные с педагогической деятельностью и навыками работы в команде (soft skills). Такие навыки помогают им уверенно и комфортно чувствовать себя на рабочем месте в роли преподавателей в образовательной системе.
– Немаловажным фактором хорошей подготовки будущих специалистов является практикоориентированность образования. Обучение в стенах университета тесно связано с практикой студентов в качестве операторов ЭВМ, системных администраторов, преподавателей в системе образования, позволяя уменьшить процесс адаптации на первом рабочем месте до минимума.
Специальность пользуется интересом как у абитуриентов, так и у работодателей. Ежегодно спрос от организаций на выпускников превышает предложение, позволяя выбирать более подходящие и комфортные варианты для студентов. К сферам профессиональной деятельности выпускников относятся:
Поскольку специальность относится к востребованным экономикой, факультетом предусмотрены особые условия поступления.
– Существует целый спектр возможностей для поступления без вступительных испытаний. К нам могут поступить на таких условиях выпускники педагогических классов, лица, награжденные золотой или серебряной медалью, имеющие диплом о среднем специальном образовании с отличием.
Об обучении с позиции студента рассказала Алина Ганусевич. Она поделилась, что преподаватели относятся с пониманием, а атмосфера на занятиях комфортная, что также является немаловажным фактором.
– Мы можем взглянуть на процесс обучения с двух сторон: как студенты и как будущие преподаватели, что развивает профессиональные навыки и soft skills. Хотя трудности есть, например большой объем работы и сложные технические предметы, их можно преодолеть, если подходить к учебе ответственно.
По словам не только Алины, но и многих студентов университетская жизнь оказалась гораздо интереснее школьной, с большими возможностями для самореализации и интересными проектами.
– Я рекомендую эту специальность тем, кто хочет работать в IT, но не готов отказаться от общения с людьми. Это идеальный баланс между технологиями и педагогикой. Также советую развивать навыки программирования и коммуникации, а также грамотно распределять время. Главное – подходить к учебе с интересом и не бояться трудностей. Факультет предлагает отличные возможности для роста и широкие перспективы для будущей карьеры.
На одной из специальностей факультета информационных технологий и робототехники студенты изучают проектирование и эксплуатацию робототехнических систем, что включает в себя механическую часть, управление, сенсоры и взаимодействие с окружающей средой. Все это позволяет им создавать интеллектуальные системы, способные выполнять задачи, требующие точности, скорости и автономности.
Заведующий кафедрой «Робототехнические системы» Алексей Бородуля рассказал подробнее о подготовке специалистов на кафедре. По его словам, на кафедре, занимающейся автоматизацией и робототехникой, акцент делается на механику промышленных работ.
– В отличие от более общего направления автоматизации, здесь студенты получают углубленные знания в обслуживании и проектировании технических систем.
Студенты проходят практику на крупных предприятиях, таких как ОАО «МАЗ», БЕЛАЗ, «Атлант» и «АМКОДОР». Это позволяет им получить практический опыт и закрепить теоретические знания.
Для успешного поступления на факультет информационных технологий и робототехники необходимо хорошо подготовиться. Важно не только иметь высокие баллы по профильным предметам, но и проявлять интерес к науке и технике. Участие в олимпиадах, конференциях и конкурсах поможет выделиться среди других абитуриентов и привлечь внимание приемной комиссии. Кроме того, стоит обратить внимание на развитие навыков программирования, работы с данными и анализом. Это поможет не только в учебе, но и в будущей профессиональной деятельности. Важно также уметь работать в команде, так как многие проекты требуют совместных усилий и координации.
Алексей Бородуля отметил, что искусственный интеллект планируется использовать в качестве вспомогательного инструмента в обучении. Он играет ключевую роль в современных роботах, обеспечивая системы распознавания образов и оптимизацию движений. Например, бытовые роботы-уборщики используют технологии машинного зрения для навигации и выполнения задач.
– Кафедра активно адаптируется к современным требованиям рынка труда, внедряя новые технологии и подходы в обучении. Специалисты по автоматизации и робототехнике становятся все более востребованными, что открывает перед студентами широкие перспективы трудоустройства.
Таким образом, учеба на факультете информационных технологий и робототехники – это возможность получить глубокие знания и навыки, которые будут востребованы на рынке труда. Однако для этого необходимо приложить усилия и быть готовым к постоянному обучению и развитию.
Инженерно-педагогический факультет:
Факультет информационных технологий и робототехники: