Обычно студенческие годы – это самые яркие моменты в жизни человека. Однако, поступив на первый курс, человек попадает в совершенно новую среду, в которой нужно адаптироваться буквально с первых дней учебы. В психологии выделяют несколько видов адаптации у обучающихся.
- Организационная адаптация. Она касается перемен в условиях обучения, жизни и затрагивает распорядок дня и занятий, правила поведения в университете, высокие, по сравнению со школой, учебные нагрузки. Нужно время, чтобы приспособиться к новому расписанию и требованиям вузовской системы.
- Деятельностная адаптация. Связана со знакомством с новыми предметами и формами деятельности, необходимостью готовиться к семинарам и практическим занятиям, а также к экзаменационной сессии.
- Социальная адаптация. Для первокурсника очень важно выстроить дружеские или хотя бы нейтральные отношения с другими обучающимися, научиться взаимопомощи и поддержке, а также поладить с преподавателями. Не всегда этот процесс проходит гладко. Конфликты в студенческой среде случаются реже, чем в школе, но все же возможны.
- Профессиональная адаптация. В высшем учебном заведении студент осваивает новую специальность. И этот вид адаптации выходит на первый план на последних курсах, когда он попадает на производственную практику.
Период адаптации может занять от одного до шести месяцев. Успешность адаптации зависит от многих факторов, включая психологические особенности студента, специфику университета и наличие специальных адаптационных программ. Важно не только привыкнуть к новому месту, но и выбрать новые средства поведения и успешно интегрироваться в новую среду.
Ошибки первокурсников, осложняющие процесс адаптации:
- прогулы – кажется, что пропустишь одну-две-три пары и ничего не потеряешь, но это ложное ощущение, поскольку в один «прекрасный» момент увидишь, что упустил многое и догнать остальных будет сложнее (помните: успех складывается из ежедневных усилий);
- отчаяние – не бойтесь трудностей, ведь это естественная часть студенческой жизни и возможность для роста; учитесь справляться с вызовами, ищите поддержку у однокурсников и педагогов, не сдавайтесь, и студенческие годы будут наполнены успехами и достижениями.
Рекомендации педагога-психолога для успешной адаптации в университете:
- соблюдайте режим дня;
- следуйте правилам здорового образа жизни;
- планируйте собственную деятельность;
- уделяйте больше времени самостоятельному обучению, ведь это залог успешного непрерывного образования;
- следите за культурой речи, практикуйте бесконфликтное общение;
- преодолевайте возникающие трудности, не бойтесь преград;
- занимайтесь любимыми делами, спортом, хобби, это поможет развить творческий потенциал и даст возможность на некоторое время переключиться с ведущей (учебной) деятельности, поможет снять эмоциональное напряжение;
- проявляйте терпение;
- мыслите позитивно, в каждой ситуации находите хорошие стороны.
Адаптационный период проходят все, это норма. В это время каждый вне зависимости от характера в определенной степени переживает тревогу, тяжесть, грусть. Привыкание к новым условиям обучения обычно сопровождается небольшим стрессом. Однако в ряде случаев для восстановления внутреннего равновесия может понадобиться психологическая поддержка.
В БНТУ работает социально-педагогическая и психологическая служба, куда можно обратиться за помощью к специалистам: 13-й корпус БНТУ каб. 204 (тел. 293-95-52), каб. 310а (тел. 293-96-79).
Помимо этого, можно получить поддержку по номерам телефонов:
служба экстренной психологической помощи (круглосуточно):
- до 18 лет: 8 (017) 263-03-03;
- с 18 лет: 8 (017) 202-04-01, 8 (017) 352-44-44;
Минский городской клинический центр психиатрии и психотерапии:
- до 18 лет: 8 (017) 320-88-71;
- с 18 лет: 8 (017) 399-24-07;
Республиканская горячая линия:
- 8 801 100-16-11 (круглосуточно);
Республиканский центр психологической помощи:
Центр экстренной психологической помощи для оказавшихся в трудной жизненной ситуации – 133 (бесплатный номер для мобильных и стационарных телефонов).
СППС УпоИВР ЦИРиДМ