Кафедра «Технология машиностроения» одна из ведущих выпускающих кафедр БНТУ, где обучается более 1500 студентов дневной и заочной форм обучения.
В настоящее время на кафедре работают 6 профессоров, 1 доцент, 13 старших преподавателей и 2 ассистента. Руководит кафедрой Заслуженный деятель науки Республики Беларусь, лауреат премии Ленинского комсомола Белоруссии, Государственной премии БССР, Совета Министров СССР и Национальной академии наук Беларуси, член-корреспондент НАН Беларуси, доктор технических наук, профессор Валерий Константинович Шелег.
Сотрудниками кафедры издано более 30 учебников и учебно-методических пособий и около 20 монографий, разработаны и утверждены типовые программы для вузов республики более чем по 10 дисциплинам.
Научное направление кафедры связано с разработкой теоретических и технологических основ процессов обработки и сборки, исследованием закономерностей формирования качества поверхности и эксплуатационных показателей деталей машин.
При кафедре организована и успешно функционирует одна научно-исследовательская инновационная лаборатория плазменных и лазерных технологий.
При кафедре успешно работают аспирантура и докторантура. Десятки аспирантов кафедры защитили кандидатские диссертации и теперь преподают в вузах, работают в научно-исследовательских институтах, возглавляют заводы. Кафедра является учредителем Международного научно-технического журнал а «Теория и практика машиностроения».
На кафедре проходят стажировку специалисты из других учебных заведений, в том числе из-за рубежа. Научно-исследовательская работа на кафедре выполняется по республиканским и межвузовским программам фундаментальных исследований.
В соответствии с договорами о межвузовском сотрудничестве кафедрой «Технология машиностроения» налажены творческие связи более, чем с 13 вузами ближнего и дальнего зарубежья, например, с техническим университетом г. Ильменау (Германия), Политехникой Зеленогурской (г. Зелена Гура, Польша), высшими технически школами: г. Братислава (Словакия), г. Оснабрюк (Германия) и г. Ааргау (Швейцария); Центральным Мичиганским университетом (США); а также с университетами России: Брянским государственным техническим университетом (БрГТУ). Донским государственным техническим университетом (ДГТУ), Московским государственным техническим университетом (СТАНКИН), Московским государственным техническим университетам им. Н.Э.Баумана, Новочеркасским государственным техническим университетам (НГТУ), Ижевским государственным техническим университетам (Иж ГТУ), Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом (СПбГПУ).
В 1999 году при Управлении главного технолога (УГТ) МТЗ был организован филиал кафедры «Технология машиностроения». Возглавил работу филиала главный технолог МТЗ Баркун А.А.
Ежегодно на МТЗ проходят конструкторско-технологическую и преддипломную практики более 70 студентов. Сотрудники филиала осуществляют руководство практиками и дипломным проектированием. В процессе прохождения практик студенты не только изучают технологии изготовления различных деталей, но выполняют исследовательскую работу, участвуя в решении конкретных задач производства. Такой подход к подготовке молодых специалистов обеспечивает более высокий уровень образования, отвечающий современным потребностям производства.
Кафедра «Технология машиностроения» готовит специалистов-инженеров для различных отраслей машиностроения по трем специальностям:
Студенты за годы обучения получают высокую общенаучную, инженерную, специальную технологическую и конструкторскую подготовку.
Специальная подготовка включает: теоретические основы технологии машиностроения, проектирование технологических процессов, определение необходимой совокупности методов обработки и последовательности их выполнения, конструирование технологической оснастки и режущего инструмента для гибких технологических систем, математическое моделирование технологических процессов, эффективное использование ЭВМ при технологическом проектировании и производстве, проектирование и организацию производства, управление машиностроительным предприятием.
Выпускники кафедры становятся специалистами, способными разрабатывать весь жизненный цикл изделий машиностроения, включая ремонт и восстановление деталей и узлов, и работают технологами, конструкторами и исследователями в проектно-технологических службах цехов и отделов машиностроительных заводов, руководителями различных рангов – от мастера до главного инженера и директора предприятия.
Лучшие студенты после окончания университета могут продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре.