Высшая архитектурная школа Беларуси готовит архитекторов широкого профиля. Выпускникам университета выдается диплом с присвоением квалификации «архитектор», и они получают право заниматься творческой деятельностью во всех областях градостроительства и архитектуры: в проектных и научно-исследовательских институтах и их подразделениях; организациях и предприятиях строительного профиля; бюро и группах, имеющих лицензию на право осуществлять проектную работу; на кафедрах вузов, выполняющих исследования в области архитектуры; в государственных органах управления архитектурной и градостроительной деятельностью на городском, районном, областном, национальном уровнях.
Архитектор формирует среду человеческого обитания, проектируя строительные, ландшафтные и градостроительные объекты, каждый из которых является сложной социальной, художественной, экологической системой.
В процессе получения высшего образования студенты овладевают основными принципами и практическими навыками проектирования различных типов жилых, общественных и производственных зданий и сооружений, планировки населенных мест, формирования градостроительных комплексов и ансамблей.
Основной профилирующей дисциплиной в подготовке будущего зодчего является «Архитектурное проектирование», где научные и технические знания интегрируются в творческом процессе и приобретают характер целостной системы. Изучение дисциплины начинается с 1-го курса и завершается дипломным проектом. Главный принцип архитектурного проектирования – комплексный метод решения функционально-планировочных, конструкторско-технических, композиционно-художественных и экономических задач в их органическом взаимодействии.
Учебное проектирование тесно увязывается:
Учебный план включает комплексное композиционно-художественное и научно-техническое образование на общей гуманитарной основе. Студент изучает фундаментальные и прикладные общетехнические и инженерные науки, специальные архитектурные дисциплины, профессиональные компьютерные программы, курсы по истории и теории искусства, архитектуры и градостроительства, а также приобретает профессиональные навыки по рисунку, живописи и скульптуре.
Начальные курсы дают студенту общегуманитарную, художественную, социально-экономическую и общетехническую подготовку, позволяющую ему заниматься реальным проектированием на вспомогательных должностях.
Старшие курсы обеспечивают приобретение студентами глубоких профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для творческого решения архитектурных задач и разработки проектной документации. Обучение завершается выполнением квалификационной работы (дипломного проекта, в том числе исследовательского характера), успешная защита которой позволяет присвоить выпускнику квалификацию «архитектор».
После получения диплома у выпускника архитектурного факультета есть возможность поступить в магистратуру по выбранной специальности. В нее принимаются наиболее способные и склонные к научной деятельности архитекторы. Здесь предусматривается углубленная специализация в сферах разработки проектов архитектурно-строительных, архитектурно-ландшафтных, градостроительных, территориально-планировочных объектов, интерьеров, городского дизайна, а также в сфере управления развитием поселений и территорий. Учеба в магистратуре завершается выполнением квалификационной работы (проекта с развитой научно-исследовательской частью или самостоятельного научного исследования). После ее успешной защиты архитектору присваивается степень «магистр архитектуры».
На факультете ведется постоянная подготовка научных кадров высшей квалификации. После окончания аспирантуры, выполнения и защиты квалификационной работы присваивается степень «кандидат архитектуры».
Специфика архитектурной профессии, а, следовательно, и образования, требует от абитуриентов, наряду с полученными общеобразовательными знаниями, наличия склонности к изобразительному искусству, навыков в рисунке, черчении, развитого объемно-пространственного мышления, чувства цвета, гармонии, способности к творчеству. Поэтому абитуриентам, как правило, необходимо наличие интенсивной доуниверситетской подготовки либо разносторонней (архитектурный колледж), либо художественной (специализированные лицей, школа, курсы).
Возросшие эстетические и экологические требования к современной среде наших городов и сел обусловили появление новой архитектурной специальности – «Архитектурный дизайн». Ведущими направлениями творческих интересов специалиста архитектора-дизайнера являются комплексное проектирование архитектурно-пространственной среды, художественное формирование культурного ландшафта, освоение природно-экологических связей, привязка предметного комплекса к пространственным ситуациям, формирование художественно-стилевых, световых, колористических, композиционно-пластических характеристик интерьеров зданий, интерьеров поселений («городских интерьеров»).
Подготовка архитектора-дизайнера, как и подготовка архитектора, предусматривает два этапа. Подготовленность к проектной работе является базисной, определяющей принципиальную возможность профессиональной деятельности в научно-исследовательской, административно-управленческой и педагогической деятельности.
Базовой кафедрой для подготовки специалистов в области архитектурного дизайна является кафедра «Дизайн архитектурной среды», разрабатывающая стратегию востребованного для Республики Беларусь направления дизайн архитектурной среды.
Образовательный процесс постоянно совершенствуется на основе инновационных форм и методов обучения, внедрения новых образовательных и информационных технологий.
Основной профилирующей дисциплиной в подготовке будущего архитектора-дизайнера является «Архитектурно-дизайнерское проектирование». За время учебы студент овладевает основными принципами и практическими навыками проектирования не только традиционных для архитектора объектов профессиональной деятельности, но и таких архитектурно-дизайнерских объектов как: оборудование и предметное наполнение среды; средства визуальных коммуникаций внутренних и открытых урбанизированных пространств; архитектурная колористика; система искусственного света; малые ландшафтно-архитектурные формы, архитектурно-дизайнерские формы, монументально-декоративные элементы оформления среды (произведения монументального и декоративного искусства, арт-дизайна). Учебное архитектурно-дизайнерское проектирование тесно увязывается с реальным проектированием, с научными исследованиями, с воспитанием высокой активности студентов, с широкими международными контактами.
Выпускникам университета по специальности «Архитектурный дизайн» после выполнения квалификационной работы (дипломного проекта, в том числе исследовательского характера) и успешной ее защиты выдается диплом с присвоением квалификации «архитектор-дизайнер», и они получают право заниматься творческой деятельностью в области архитектуры и дизайна. Выпускники могут работать архитекторами-дизайнерами в проектных и научно-проектных организациях различных форм собственности; в области ландшафтного дизайна, садово-паркового искусства; в организациях и предприятиях стройиндустрии; в научно-исследовательских институтах, на кафедрах вузов; в архитектурно-дизайнерских предприятиях и фирмах, занимающихся разработкой и изготовлением интерьеров, мебели и оборудования различного профиля; в области проектирования и изготовления объектов визуальной информации; в системе образования (преподавателями изобразительных и пространственных искусств в средних школах, архитектурно-художественных школах, гимназиях и колледжах); в органах государственного управления и местного самоуправления административно-территориальных образований; вести собственную проектно-художественную практику.